Воскресенье, 12.05.2024, 23:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
О чем говорят [23]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » О чем говорят » О чем говорят

    Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

    И почему человек есть, а должности такой нет

    https://image.mel.fm/i/9/9M8cOaj2Qx/590.png

    В последнее время кажется, что учителя (по крайней мере, у нас в блогах) делятся на две категории: тех, кто работает на все мыслимые ставки и при этом ещё занимается классным руководством, и тех, кто сознательно снижает нагрузку. Первые, как правило, чаще подвержены профессиональному выгоранию. Учитель Андрей Рябченко собирается участвовать в конкурсе «Самый классный классный». В процессе подготовки он вдруг выяснил, что такой должности (формально) просто не существует.

    Школа, в которой я сейчас тружусь, предложила мне участвовать в конкурсе «Самый классный классный» Москвы. Лестно, конечно, но я классный всего лишь третий год, и это пугает, если честно.

    Помню, как несколько лет назад, это было ещё в Киргизии, мне предложили участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям». Тогда я выиграл, став лучшим молодым педагогом республики, но сколько от той победы горечи осталось! Она, конечно, приносит удовольствие до сих пор, та победа, но вместе с ней наступило и понимание, что будущего в республике нет… Когда-нибудь я расскажу об этом. Интересно, что принесёт мне сегодняшняя затея?

    Как всегда, я подхожу к делу основательно. Чтобы понять, каков он — современный московский классрук, я записался сразу на массу соответствующих дистанционных курсов. Если всё закончу, часов 300 саморазвития получу. Итак.

    Оказывается, что профессии и должности «классный руководитель» не существует. Обращаемся к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Что мы там видим:

    1. учитель;
    2. преподаватель;
    3. педагог-организатор;
    4. социальный педагог;
    5. учитель-дефектолог, учитель-логопед;
    6. педагог-психолог;
    7. воспитатель;
    8. тьютор (и это не синоним классрука, тьютор — это организатор индивидуальной работы с обучающимися);
    9. педагог-библиотекарь;
    10. старший вожатый;
    11. педагог дополнительного образования;
    12. музыкальный руководитель;
    13. концертмейстер;
    14. руководитель физического воспитания;
    15. инструктор по физической культуре;
    16. методист;
    17. инструктор-методист;
    18. инструктор по труду;
    19. преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
    20. тренер-преподаватель;
    21. мастер производственного обучения.

    Таким образом, в стране есть две разновидности должности методиста, три вида инструкторов, но классного руководителя нет

    Хотя очевидно, что классруков в России численно больше раз в десять, чем всех методистов и инструкторов вместе взятых.

    Про классных руководителей говорится в итоге только в приказе Минобрнауки «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками…». Что важно: на педагогического работника (с его согласия) могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Итак, классрук — это функция, приятно познакомиться!

    Что ещё важно, функция добровольная, хотя это и не очевидно. В региональных школах сложно устроиться на должность учителя, чтобы тебя не нагрузили классом. Класс идёт именно в нагрузку, так как оплата этой работы часто смехотворна (тысяча рублей в месяц!). У столичного педагога, правда, ситуация иная, так как платят за допфункцию весьма прилично, особенно после последнего собянинского повышения.

    Читайте также:

    https://image.mel.fm/i/1/1VcfTjwPti/640.jpg

    Почему классное руководство для молодого учителя - повод уйти из школы

    В том же приказе находим цели и задачи классрука. Цель — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

    Стоп! Мы же только что увидели, что развитие конкретной личности — это работа тьютора, который работает индивидуально! Что-то тут нечисто.

    Далее задачи:

    1. Формирование и развитие коллектива класса. Не забываем, что современная школа изначально должна была готовить людей для производств, заводов, где личность не так значима, как коллектив.

    2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

    3. Формирование здорового образа жизни. Получается, что курящему педагогу нужно скрывать свою пагубную привычку, а, скажем, учителю с ожирением руководства не видать как своих ушей.

    4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

    5. Защита прав и интересов обучающихся.

    6. Организация системной работы с обучающимися в классе.

    7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками

    8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров. Опять же, спорно, так как у каждого человека свои духовные ориентиры: для одних это религия, для других — светскость, одни придерживаются либерализма, другие — консерваторы.

    9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.


    А вот каких действий от нас ждёт Минобр:

    1. Организационно-координирующие функции:

    • Обеспечение связи школы с семьёй. Самое сложное, когда семья не шибко и хочет, чтобы школа с ней общалась. Дети отданы — воспитывайте, вам за это государство платит.
    • Установление контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании. Лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.
    • Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся.
    • Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.
    • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
    • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
    • Стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей. В первую очередь это проявляется в том, что классруки обязаны написать в электронном журнале о якобы 95% задействованности детей их класса в кружках, секциях, музыкальных школах, олимпиадах и так далее. Очевидно, что это всегда завышенный процент. Всё равно в классе есть 5-6 человек, которые никуда не ходят в силу инертности — своей или родителей (бесплатные кружки есть, но это же ходить нужно). Вот и спасаются классруки тем, что пока можно вписывать в эту графу репетиторов и спортзалы (куда ребёнок может и не ходить).
    • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
    • Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

    О, любимые бумажки! Сколько бы ни говорили об уменьшении бумажной работы, особенно в Москве, где МЭШ должна была избавить педагога от этой рутины, а воз и ныне там.

    2. Коммуникативные функции:

    • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
    • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
    • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
    • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

    3. Аналитико-прогностические функции:

    • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
    • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

    4. Контрольные функции:

    • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
    • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
    Категория: О чем говорят | Добавил: admin (27.12.2018)
    Просмотров: 247
    Всего комментариев: 0
    avatar